По ступенькам интеллекта

По ступенькам интеллекта

 

Развитие интеллекта - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

 

 

Малая академия одаренности «Эрудит», основанная в рамках реализации программы «Дошколенок: по ступенькам интеллекта», состоит из двух блоков и позволяет организовать работу с интеллектуально одаренными детьми на основе опытно-лабораторной и экспериментальной деятельности.

1 БЛОК: подпрограмма познавательной направленности «Лицей - для малышей» реализует первую ступень программы развития дошкольников с интеллектуальной одаренностью «Малая Академия одаренности «Эрудит»» МАДОУ ДС г. Нижневартовска № 10 «Белочка».

Подпрограмма направлена на создание эффек- тивных условий для полноценного развития личности ребенка старшего дошкольного возраста (5—6 лет) и поддержки интеллектуальных возможностей детской одаренности на основе личностно-ориентированного подхода через организацию опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности. Основными задачами подпрограммы являются формирование основ теоретического мышления, формирование элементов самостоятельной деятельности, развитие интереса к исследовательской, экспериментальной и проектной деятельности у воспитанников.

В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении, а особая роль уделяется опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности как ведущим в под- держке, развитии и самореализации интеллектуальной одаренности дошкольников 5-6 лет. Индивидуальные особенности контингента воспитанников группы отображаются в индивидуальном маршруте развития ребенка. В процессе овладения разными приемами педагог особое внимание должен уделить развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления, познавательных инте- ресов. При проведении занятий учитывается присутствие всех компонентов этой деятельности. Занятия программы «Лицей — для малышей» проводятся в рамках экспериментального класса и класса юного техника.

2 БЛОК: подпрограмма познавательной направленности «Школа интеллекта» рассчитана на детей 6-7- летнего возраста. Новизна такой формы заключается в синтезе подходов к развитию одаренности детей (конструирование, опытная деятельность, математика, словесность и др.), но главным направлением являет- ся исследование и экспериментирование. В использовании форм, специфических для детей данной возрас- тной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме твор- ческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.

Направления работы «Школы интеллекта» осуществляется по нескольким направлениям:

  • Образовательный блок «Хочу все знать» - это цикл познавательных занятий о живой и неживой природе, многообразии живых организмов, развивающие игры Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера;

  • Экспериментальный блок «Интересное рядом» - опытно-экспериментальные занятия с водой, песком, воздухом, бумагой, магнитами и другими материалами и веществами;

  • Исследовательский блок «Очевидное-невероятное» - исследование и проектирование, а также анализ, выявление существенных признаков веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.

 

На начало, середину и конец учебного года проводится мониторинг сформированности начальных ключевых компетентностей, предпосылок учебной деятельности и мотивов дошкольников совместно с педагогом-психологом. Педагогом разрабатываются технологические карты лабораторных занятий, а результатом опытно- экспериментальной деятельности становится составление картотеки пооперационных карт опытов, созданных воспитанниками.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»